19 июн. 2016 г.

Лазурный берег в кинематографе

Лазурный берег, будучи модным курортом, всегда притягивал творческие личности, которые спешили запечатлеть в своих романах, стихах, картинах, кинолентах знаменитые набережные, отели, казино, уникальный цвет морской воды, великолепные панорамные виды.

Попав на экран практически сразу же с появлением кинематографа - в ленте "Прибытие поезда на вокзал Ля-Сиота" (L’Arrivée d’un train en gare de la Ciotat), снятой братьями Люмьер  в 1896 году, Ривьера превратилась в удобную и стильную декорацию для известных режиссеров, сценаристов и актеров, которых привлекала солнечная, мало ветряная погода, подходящая для съемок, а также живописные пейзажи и разноплановое население, подходившее для массовки.

Ничем непримечательные уголки обретали славу культовых, а популярные некогда места, снова переживали настоящий туристический бум.

Кульминацией кинематографической жизни Лазурного берега стало учреждение в 1946 году Каннского фестиваля - одновременно киносмотра и светского мероприятия, на который каждый год в мае съезжаются мировые звезды и толпы их поклонников.

Киноиндустрия пришла на Лазурное побережье еще в самом начале XX века, когда в 1905 году в Ницце был открыт производственный филиал парижской фирмы "Пате" (Pathé), владельцы которой выкупили у братьев Люмьер права на кинематографический аппарат.

С 1913 по 1930 год в Carras работала студии "Гомон" (Gaumont).

А в 1919 году открылась киностудия "Викторин" (Studios de la Victorine), которая просуществовала 90 лет.
На ней было создано 540 фильмов, среди которых «Дети райка», «Фанфан-тюльпан», «Граф Монте-Кристо», «Разиня», «Лев зимой», «Американская ночь», «Поймать вора». Здесь работали режиссёры Марсель Карне, Рене Клеман, Альфред Хичкок, Луис Бонюэль, Жан Ренуар, Жан Кокто, Стенли Донен, Франсуа Трюффо, Клод Лелуш; снимались Жерар Филипп, Элизабет Тейлор, Ричард Бертон, Жан Габен, Бурвиль, Луи де Фюнес, Ален Делон, Жанна Моро, Жерар Депардье, Жан-Поль Бельмондо, Роберт де Ниро, Роджер Мур, Микки Рурк.

В 1955 году на студии "Викторин" режиссер Роже Вадим снимает свой дебютный фильм "И Бог создал женщину" (Et Dieu... créa la femme) с юной Бриджит Бардо в главной роли.
Киногруппа приезжает в живописный провансальский портовый городок Сен-Тропе, в двух километрах от которого в бухте Каннубье на маленьком песчаном пляже проходят натурные съемки.
Если побывать в тех местах сейчас и сравнить с кадрами из фильма, то можно заметить, что ничего не изменилось - та же самая картина - море, песок, сосны.
Но благодаря этому фильму, ставшему предтечей «новой волны» и открывшему миру богиню экрана - Бриджит Бардо, городок Сен-Тропе, а особенно это местечко получило статус культового.
Ни чем непримечательный участок, похожий на поле битвы - кругом воронки от бомб и колючая проволока, был куплен в 1953 году Бернаром де Кольмоном. Успех к нему пришел вместе со съемочной группой, состоящей из 80 человек, договорившейся с его женой об обеспечении их питанием в течение двух съемочных недель.
Находчивый владелец тут же узаконил свое заведение и назвал его "Le Club 55" - "клуб", чтобы принимать тех, кого он хочет, а "55" - по году открытия.
Ныне это один из известнейших ресторанов Лазурного берега.

С тех пор Сен-Тропе и его окрестности вошли в моду и стали часто эксплуатироваться кинематографистами в качестве колоритного оформления в их лентах.

А сама местность стала фантастически популярной среди богачей, знаменитостей, продюсеров после переезда сюда в 1958 году на виллу "Ля Мадраг" (La Madrague) знаменитой ББ, которой хотелось быть ближе к природе, подальше от ненавистной ей светской суеты.

Здесь режиссер и сценарист Жан Жиро снимал комедийную эпопею о жандарме Крюшо ("Жандарм из Сен-Тропе", "Жандарм и инопланетяне" и т.д.), имевшую огромный успех в 1960-80 годах.

В 1969 году на экраны выходит кинокартина "Бассейн" ("La Piscine") с Аленом Делоном и Роми Шнайдер.
Действие фильма происходит на одной из вилл недалеко от пляжа Pampelonne и местечка Ramatuelle. Ее легко обнаружить по приметам - бассейну с башенкой и двум прудикам, найдя их на спутниковой карте. К тому же в телефонном разговоре со своим приятелем героиня Шнайдер называет адрес - Route des Plages. А в первой же сцене Поль (Делон) лежит у бассейна - справа гора с маяком на мысе Камара (Phare du cap Camarat), внизу поля и дорога (Route des Plages), которая является частью шоссе D93.

Таким образом, по деталям, замеченным в кинолентах, любопытно определять, где именно проходили съемки.

Например, детектив Жоржа Лотнера "Кто есть кто" (Flic ou voyou, 1979).
Запоминающаяся сцена - герой Жана-Поля Бельмондо располагается в обычном туристическом кемпинге, весьма удивив местных отдыхающих дорогой машиной и глубоко изумив эту публику, появившись из палатки в дорогом вечернем костюме.
Приметная деталь - вывеска "Camp le Pylone, Camp de Tourisme". Интернет-поисковик легко определяет место: Camp du Pylone - 189 avenue du Pylône, 06600 Antibes, рядом с железнодорожным вокзалом Biot.

Благодаря художественным фильмам, можно проследить, как выглядел ранее тот или иной город, набережная, улица, а что изменилось.

В том же фильме "Кто есть кто" есть не менее запоминающаяся сцена с голым мафиози в телефонной будке рядом с "Фонтаном Солнца" на площади Массена в Ницце.
Теперь это исторический кадр, в котором присутствует своеобразный шутливый намек.
В центре композиции во время съемок уже отсутствовала украшавшая с 1956 года неоднозначная по мнению жителей города семиметровая мраморная обнаженная фигура Апполона.
Но в июне 2011 года фонтан был воссоздан в своем первоначальном виде и статуя, которая отсутствовала более 30 лет, заняла свое законное место.

Но особенно заметны для пытливого зрителя изменения, происходившие с княжеством Монако, в частности, с его береговой линией.

В экранизации романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда  "Ночь нежна" (Tender Is the Night, 1961г.) режиссер Генри Кинг переносит действие из воспетого автором "Hotel des Etrangers", прототипом которому послужил "Hotel du Cap-Eden-Rock" на мысе Антиб, в Рокбрюн, а именно на пляж "Монте-Карло бич" и расположенную по соседству виллу.
Перед зрителем проходит панорама Монако от пляжа до скалы Монако-Вилль, причем нет никакого намека на тот полуостров, где сейчас расположены Sporting Monte-Carlo и недавно построенный отель "Monte-Carlo Bay".

А в фильме Альфреда Хичкока "Поймать вора" (To Catch a Thief, 1955г.) можно заметить и отсутствие района Фонвьей, который был построен лишь 1970-е годы в результате осушительных работ.
Именно эта кинолента, показанная на Каннском кинофестивале, сыграла роковую роль в жизни голливудской звезды Грейс Келли.
Сцена над Монако с участием актрисы и Кэри Гранта как бы замыкает ее жизнь в фатальный круг и до сих пор производит на зрителей мистическое впечатление.
Статья 2012 года.

См также:
Лазурный берег в кино (список фильмов)
"Бассейн"